Новости

Опоры двигателя

Друзья!

В предыдущих статьях мы рассказывали о подвесных подшипниках , рулевых наконечниках , а также о других деталях автомобиля, присутствующих в ассортименте JIKIU.

В этот раз предлагаем вам рассмотреть опоры двигателя.
Каково их назначение и строение?
Каково влияние опор на узлы автомобиля?
Какие бывают виды опор?
Какие неисправности существуют и как их обнаружить?

Описание, назначение и составные части.

Опора представляет собой крепление, с помощью которого двигатель и коробка передач фиксируются на раме, подрамнике или кузове автомобиля.

Составные элементы опоры:

  1. Шток крепления со стороны двигателя (или КПП);
  2. Металлическая гильза штока;
  3. Резиновый -пыльник;
  4. Кронштейн крепления со стороны автомобиля;
  5. Резиновая (каучуковая) подушка;
  6. Гидравлическая жидкость (только у гидронаполненных опор).

На схеме выше показана опора ME21006H (Применимость: Toyota Highlander, первое поколение). На ее примере разберем общий принцип работы опор двигателя или КПП. Конечно, на разных моделях автомобилей конструкция может отличаться, но суть работы будет одинакова.
Опора закрепляется верхним штоком (на схеме №1) к двигателю. При этом, нижним кронштейном опора крепится к подрамнику или раме автомобиля. Тем самым происходит фиксация двигателя и/или коробки передач на автомобиле (в реальной ситуации полноценная фиксация достигается при креплении всех предусмотренных производителем опор).
В состоянии покоя двигателя (и в целом автомобиля) на опору действует сила тяжести, оказываемая массой двигателя. При запуске и последующей работе двигателя, а также при движении автомобиля, на опору оказывается дополнительное воздействие различных сил (не будем углубляться в механику, наша цель – пояснить принцип работы).
В такие моменты основные силовые агрегаты автомобиля (двигатель и коробка передач) способны передавать на кузов автомобиля значительную часть колебаний от работы, что выражается в вибрации. Вибрация негативно сказывается как на комфорте пассажиров, так и на сроке службы других узлов и агрегатов автомобиля.
Для снижения степени вибрации опора помимо металлических фиксирующих частей содержит амортизирующие элементы, способные в значительной степени поглощать колебания. Амортизирующую роль выполняют резиновая подушка и (в случае гидравлических опор) специальная жидкость, дополнительно повышающая амортизацию. За счет этого верхняя часть опоры (гильза со штоком) и ее нижняя часть (корпус и кронштейн) подвижны относительно друг друга. И в итоге подвижность становится возможной между двигателем (а также КПП) с одной стороны и кузовом автомобиля с другой, но в ограниченных пределах. При этом, весь процесс сопровождается амортизацией.
Таким образом опора с одной стороны способна закреплять двигатель и коробку передач на подрамнике/раме автомобиля, с другой — держать уровень вибрации на минимально допустимом уровне, сохраняя комфорт пассажиров и работоспособность других узлов автомобиля.
Уместно будет сказать, что второе (весьма расхожее) название опоры — подушка. Такое название деталь получила потому, что она, снижая вибрацию, делает процесс езды для водителя и пассажиров приятным и в меру мягким, подобно пуховой подушке, улучшающей сон человека.

Внутри системы.

Как мы упоминали ранее, конструктивно не одна, а сразу несколько опор способны зафиксировать двигатель и/или коробку передач на кузове автомобиля. Часто встречается система использования трех опор: правой, левой и задней. Левую опору нередко называют опорой КПП (по причине того, что на автомобилях с поперечным расположением двигателя коробка передач в большинстве случаев располагается слева и, соответственно, крепится к кузову левой опорой). Надо отметить, что количество и месторасположение опор в автомобилях зависит от нескольких критериев, и не всегда это напрямую связано с весом силовых агрегатов или видом кузова автомобиля. На некоторых легковых среднегабаритных автомобилях используется четыре опоры. Например, на схеме ниже двигателя от Mazda 3 модельного ряда 2003-2009 гг. выпуска изображены четыре опоры: правая — ME25006H, левая ME25010, и комплект из двух задних опор: MI25017 и ME25016.

Как видно на примере выше, даже на автомобилях компактного размера, может быть установлено более трех опор.

Виды.

Говоря о разновидностях опор двигателя, в первую очередь, стоит выделить их деление по типу внутреннего устройства: резинометаллические и гидравлические.

Резинометаллические обладают довольно простым, но в то же время надежным, устройством:
между двух металлических пластин расположена резиновая подушка определенной жесткости. Также встречаются и полиуретановые внутренние подушки данного вида опор. Используются рассматриваемые изделия с полиуретановой подушкой, в основном, в спортивных автомобилях, поскольку высокие скорости и накладываемые на транспортное средство повышенные нагрузки требуют усиленных свойств амортизирующих элементов.

Принцип работы гидравлических опор можно описать следующим образом. В процесс работы упомянутых металлических пластин и амортизирующей подушки между ними включается механизм перемещения жидкости между камерами. Оперативное перемещение жидкости дополнительно гасит колебания наряду с работой резиновой подушки опоры.
При этом, внешне резинометаллические и гидравлические опоры не имеют различительных признаков. Об этом красноречиво свидетельствует фото ниже.

Слева гидравлическая опора ME21052H, устанавливаемая на Toyota Camry V40. Справа – резинометаллическая ME33011 (применимость: Volkswagen Polo Sedan). Опоры имеют отличительные кронштейны, а также опора для Polo имеет дополнительный кронштейн на верхний шток. В остальном опоры внешне имеют схожее строение и крайне сложно понять, какая из них является гидравлической, а какая – резинометаллической.
Существуют опоры (преимущественно речь идет офронтальных и частично задних опорах для двигателей поперечного расположения), по устройству схожие с сайлентблоками рычагов подвески. Ниже на фото – опора MI21049, применимая на широкий модельный ряд Toyota начала 2000-х, в том числе и на Corolla 120. Опора как раз имеет подобное строение: кронштейн с обоймой, внутри которой располагается картридж, по виду напоминающий сайлентблок.

К кузову автомобиля такая опора крепится кронштейном, а фиксация двигателя на опоре, в свою очередь, происходит через центральное отверстие картриджа. Закрепленный таким образом двигатель отклоняется в процессе работы по оси отверстия картриджа. Гашение колебаний происходит за счет его резинового слоя. При этом, резиновый упор (на фото справа, вне обоймы) выполняет функцию буфера – в него двигатель при максимальных нагрузках упирается специальным кронштейном.
На некоторых автомобилях опоры имеют конструкцию еще проще.. Например, фронтальная опора MI23033, применимость — Mitsubishi Lancer 9-го поколения) имеет в конструктиве только кронштейн и впрессованный в него картридж.

При этом, стоит отметить, что на опорах MI23033 картридж имеет возможность замены. Данный процесс имеет аналогию все с теми же сайлентблоками рычагов подвески – вышедший из строя картридж выпрессовывается из обоймы кронштейна, а вместо него устанавливается новый. На фото ниже изображен картридж BE23022 (впрессовывается в опору MI23033).

Коротко также скажем, что картриджи опор часто применимы более чем к одной опоре двигателя. Вышеупомянутый BE23022 , помимо применимости для опоры MI23033, устанавливается также в опоры MI23001 (Mitsubishi Lancer 8-го поколения).

Существуют и другие особенности опор, по которым их можно разделить на виды. Мы не ставим целью описать их все, а лишь хотим наглядно показать то, что при достаточных различиях имеют место быть и обманчивые сходства, которые в свою очередь могут повлечь ошибку выбора. В сязи с чем, настоятельно рекомендуем подбирать опоры (и в целом запчасти) у официальных дистрибьютеров. Их список по этой ссылке.

Виды неисправности и способы их выявления.

Основная неисправность опоры, возникающая при ее эксплуатации, — это износ или надрыв амортизирующих элементов. В резинометаллических опорах теряет свое надлежащее рабочее состояние резиновая подушка. У гидравлических опор происходит надрыв клапанов камер, между которыми перемещается жидкость. Вследствие этого опора перестает должным образом реагировать на внешние нагрузки. В большинстве случаев указанные поломки происходят по достижении отведенного опоре срока службы либо ввиду повышенных нагрузок при эксплуатации автомобиля.
Крепежные элементы также подлежат выходу из строя. Но стоит отметить, что случается это значительно реже, чем выход из строя подушки опоры, и по причине внешнего механического воздействия (например, при ДТП).

Что касается способов обнаружения неисправности опор, то самый надежный для этого – диагностика опор на СТО.
А поводами для посещения станции техобслуживания будут следующие ситуации:
-Появление усиленной вибрации в салоне автомобиля (как во время движения, так во время остановки автомобиля);
-Наличие нехарактерных звуков в процессе работы двигателя (это косвенный повод считать опоры вышедшими из строя, т.к. посторонние шумы могут свидетельствовать о неисправности в нескольких узлах автомобиля);
-Случаи толчков и отклонения рычага переключения передач во время движения и, в особенности, при резком изменении скорости (признак неисправности преимущественно опоры со стороны КПП).

Если вы заметили один или сразу несколько из вышеназванных признаков, рекомендуем как можно скорее провести диагностику на СТО, добравшись до места максимально спокойно и предельно осторожно.

Резюме и напоминание о замене.

В этой статье мы постарались показать, насколько важным и влияющим на процесс эксплуатации автомобиля является опора двигателя и коробки передач. Мы надеемся, что вы всегда следите за состоянием вашего автомобиля и поддерживаете его в надлежащем состоянии!
А еще мы уверены, что использование опор двигателя JIKIU – это отличное решение, которое обеспечит вам комфортную езду, а также на продолжительный срок даст уверенность в исправности узла крепления двигателя и коробки передач.
Подобрать необходимый артикул вы можете с помощью электронного каталога, а также у официальных дистрибьютеров.

С уважением,
Команда JIKIU