Новости

Ходовая часть автомобиля: ШРУС

Продолжаем изучение ходовой части автомобиля! И на повестке дня еще одна интересная ее деталь – ШРУС. Посмотрим, что он из себя представляет.

ШРУС – что это? Мы привыкли слышать аббревиатуру, но давайте разберемся, что означают эти четыре буквы.

Шарниры Равных Угловых Скоростей представляют собой незаменимую деталь для автомобилей. Приехав на СТО, вы можете услышать и более «народное» название детали – «граната», которое она получила благодаря довольно сложному устройству и внешнему сходству с ручной гранатой, например РГД-33.

Изображение гранаты РГД-33 (фотография из сети Internet)
Изображение ШРУСа (фотография из сети Internet)

ШРУС имеет двойное предназначение. Во-первых, шарнир обеспечивает передачу вращательного момента между осями, расположенными под углом друг к другу. Иными словами, ШРУС представляет собой одну из деталей, за счет которой импульсная сила поступает от двигателя к колесам транспортного средства. Во-вторых, ШРУСы помогают управляемым передним ведущим колесам не терять крутящий момент во время поворота руля. Данная деталь крайне важна, поскольку без нее обеспечить передачу импульса при образовании углов в соединениях деталей ходовой части автомобиля до 70 градусов весьма затруднительно. К примеру, для стандартных карданных шарниров неравных угловых скоростей данная задача не под силу, поскольку они не предназначены для критических углов, что можно ощутить по характерным рывкам, которые способствуют изнашиванию коробки передач.

Для обеспечения управляемости автомобиля ШРУС устроен следующим образом. Закреплены шарниры на краях приводного вала, одна из сторон которого соединяется с двигателем с помощью трансмиссии, вторая – с колесами (ступицами). Во время переключения передачи двигатель передает импульс через трансмиссию, благодаря чему транспортное средство способно перемещаться. Стоит отметить, что большое значение в подобном процессе имеет смазка, которая снижает трение, неизбежное при использовании автомобиля, тем самым продлевая срок службы изделия. Кроме того, важна и внешняя защита ШРУСа, а именно пыльник, который предохраняет от выдавливания и вымывания смазки и попадания посторонних предметов (пыли, грязи, воды и т.д.) в конструкцию, что обычно приводит к ее повреждению.

Приводной вал состоит из трех основных частей – внешнего и внутреннего элемента (ШРУС) и оси, к которой они крепятся. Первый расположен около ведущего колеса, защищает его упомянутый выше пыльник. Конструкция внешнего ШРУСа представляет собой корпус, защитный кожух, а в некоторых моделях автомобилей и полуось, соединенные специальным кольцом, внутри расположены металлические подшипники. При осуществлении поворота шарнир начинает разнонаправленное движение, при этом подшипники также ходят по кругу, что обеспечивает передачу вращательного движения. Внутренний ШРУС, как правило, состоит из трех элементов: трипоидного подшипника, обоймы и корпуса. Расположен он ближе к центральной части автомобиля (а именно, к коробке передач или редуктору), что делает его более износостойким. Осуществляет работу внутренний шарнир практически так же, как и внешний, однако не в диапазоне 70, а лишь 20 градусов. Подобная система считается самой долговечной, ввиду универсальности и высокой степени жесткости.

Что касается срока службы ШРУСов, то речь идет о 10 – 15 годах эксплуатации, при условии регулярного техосмотра, обслуживания и не экстремальной езды. Как было отмечено выше, крайне важно следить за состоянием пыльников, которые при разрыве пропускают инородные элементы в кожух, а также выпускают смазку, что приводит к поломке конструкции. Диагностировать проблемы со ШРУСом рекомендуется по особому «хрусту», который возникает на поворотах, а также звонким ударам в момент начала движения и при переключении скоростей. Главное – не запускать ситуацию и срочно заняться ремонтом, пока конструкция полностью не потеряет свои эксплуатационные свойства.

Фотография ШРУСа JIKIU

Сертификационные испытания для ШРУСов проводятся на основании соответствия двум критериям: максимально допустимому углу и воздействию максимального крутящего момента, что обусловлено ГОСТом Р 52924 – 2008.
Для проведения испытаний используется подвижной редуктор, имитирующий воздействие рулевой системы и дорожной вибрации. Шарниры должны выдерживать температуру до 200 градусов для соответствия условиям нагревания двигателя или тормозной системы. В процессе проведения испытания анализируются параметры деталей с учетом нагрузок. Параллельно производится замер вибрационных свойств ШРУСов.

Шарниры Равных Угловых Скоростей бренда JIKIU имеют сертификат соответствия требованиям технического регламента ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», что подтверждает качество и надежность изделий японского производства.

Фотография из протокола сертификационных испытаний
Фотография из протокола сертификационных испытаний
Фотография из протокола сертификационных испытаний
Фотография из протокола сертификационных испытаний